А что, если нет?
Отдавая долги
В июне я опубликовала жёсткую статью «Женщины серьёзно задолжали мужчинам » и обещала написать статью-антипод. Пришло время поговорить о долгах мужчин перед женщинами.
Подступиться было трудно. Подавляющее большинство людей, угнетённых патриархальной системой — женщины. Женщине отводится роль подчинённого в семье и профессиональной деятельности, на долю женщины приходится большая часть физического и сексуального насилия. И рассказывать битым и изнасилованным женщинам о том, что им никто не должен, очень сложно. И тот факт, что в прошлом я сама пережила побои и изнасилования, мне не помогает. Помогает только моё самоощущение: я больше не хочу быть жертвой.
Я не жертва
Поэтому моя статья нацелена не на всех женщин. Есть женщины, которые заключили с мужчинами патриархальную сделку (подчинение мужчине в обмен на защиту и ресурсы): они рожают детей и живут на обеспечении мужа, не имеют профессии и собственного источника дохода.
У одних женщин всё хорошо, другие терпят насилие и абьюз потому, что им больше некуда пойти. Это несправедливо. Но рассказывать про долги этим женщинам я не буду. Потому что у них нет ресурса для того, чтобы прямо сейчас перестать быть жертвами: разрыв с кормильцем ставит под удар их выживание и выживание их детей.
Для того, чтобы улучшить их положение, всем остальным женщинам придётся перестать быть жертвами, как бы ни была упоительна мысль «мне должны». Моя статья для женщин, которые готовы быть свободными.
Культ самостоятельности
Движение феминизма возникло для того, чтобы вывести женщину из тени плиты, поставить на ноги, вручить ей голос, профессию и права. Женщины, которые жили до нас, позаботились о нас. За сто лет мы стали автономнее, образованнее, мы научились выполнять «мужскую» работу, сегодня мы можем выжить и преуспеть без мужа.
Несмотря на этот прогресс, сегодня женщины остаются более уязвимой группой, чем мужчины, из-за беременности, родов и ухода за ребёнком. Женщина на поздних сроках беременности становится социально-беспомощной: теряет трудоспособность, лишается источника дохода и полностью попадает во власть мужа. И в этой несвободе женщины кроется самая большая проблема.
Когда жена в любой момент может выйти из отношений с мужем, положение женщины меняется само по себе.
Самостоятельную женщину сложно запугать ненужностью, её не получится унижать и бить продолжительное время, с её правами приходится считаться. Свобода уйти делает женщину таким же полноправным членом общества, как мужчина. Свобода уйти разрушает только абьюзивные отношения, в которых плохо, во всех остальных случаях она идёт на пользу обоим.
Поэтому если мы хотим быть свободными, нам придётся перестать обременять мужчин долгами. Мужчины должны только патриархальным женщинам.
Нам нужно в любой момент своей жизни простить себя за свои прошлые решения, определить свои интересы, например, обретение независимости, и действовать. Даже если этим решением было выйти замуж в 18 лет «по залёту» за полузнакомого человека, который оказался домашним тираном. Самостоятельная позиция будет звучать так: «Сейчас я завишу от мужа, но я буду делать всё, чтобы обрести самостоятельность: искать работу и подработку, расти, учиться, экономить и выживать, чтобы больше не попасть в такую ситуацию». Патриархальная позиция будет другой: «Сейчас я завишу от плохого мужа, но я найду себе хорошего мужа, который будет меня содержать и не будет обижать».
Мужчины будут обижать нас, пока мы полностью зависим от них. Потому, что их такими вырастили. Почти всех. Патриархальные традиции и практики существуют прямо сейчас, и искоренять их — нам с вами.
Позитивная дискриминация
Если какое-то время посидеть в фем-сообществах, можно увидеть, как культ женской самостоятельности трансформируется в культ мужененавистничества и культ нытья. Списки феминисток регулярно пополняются женщинами с позицией «я жертва насилия и абьюза, мне нужна помощь и защита». В отрыве от общества, в замкнутом пространстве единомышленниц эта позиция может стать агрессивной.
Женщины начинают «мстить» патриархату, обличать сперва «хуемразей», а после — инакомыслящих всех мастей, «неправильных» женщин, феминисток, сотрудничающих с «врагом», любую и любого, кто призывает к объективности. Они требуют к себе особенного отношения и привилегий. Доходит до того, что некоторые феминистки выступают за сексистскую мужскую практику оплаты за женщину в кафе как за компенсацию.
Такие женщины по сути не хотят расставаться с ролью патриархальной жертвы, они хотят монетизировать её.
Только опека жертв патриархата не приведёт их к самостоятельности. Скорей, закрепит в своей роли.
На чём стоим
Итак, какое отношение к мужчинам у самостоятельной женщины?
«Я страдала, но это был не мой выбор, а навязанная обществом позиция патриархальной жертвы. Я больше не хочу быть жертвой. Я освобождаю себя от долгов перед мужчинами и освобождаю мужчин от долгов по отношению ко мне. Я не участвую в патриархальной сделке. Мне нужен собственный источник дохода, профессия и увлечения. Я вступаю в отношения с мужчиной как в равноправное партнёрство. Если я беременею, мой муж понимает мою уязвимость. Мы с отцом ребёнка совместно принимаем меры по моей безопасности, либо я рожаю ребёнка в надежде только на свои силы. Я должна стремиться выйти из токсичных отношений ради своего будущего и будущего своих детей. Я понимаю, что переход к самостоятельности часто сопряжён со снижением качества жизни и я готова пройти период лишений ради получения свободы.»
В патриархальной России эта позиция не слишком популярна, в отличие от развитых европейских стран и США. Однако, повышение возраста вступления в брак и откладывание рождения детей для того, чтобы сначала «встать на ноги» свидетельствует в пользу роста здравомыслия современных женщин и мужчин.
От осознанности не помогает ни пропаганда «традиционной семьи», ни потрясание скрепами, ни раздача материнских капиталов. Если государству нужны новые налогоплательщики, оно должно дать женщинам такие социальные гарантии, при которых свобода уйти была бы необременительной.
А что с мужчинами? Просто оставим их в покое, им нужно разобраться с кризисом маскулинности.
Расскажите, желаете ли вы независимости для себя и своего партнёра?