Пространство без мужчин

Женщины

Почему женщинам не нужна «комфортная» среда.

Тепличные условия

Эту фразу я оставила из первой редакции статьи. На самом деле моё высказывание некорректно. Потому что меня никто не уполномочивал решать за всех женщин. Пусть каждая из нас сама определяет свои приоритеты. Идея этой статьи появилась у меня в результате спора на facebook. В фем-группе обсуждали необходимость создания комфортных пространств для женщин без мужчин. Например, женских курсов программирования. На которых женщины будут спокойно развиваться и не чувствовать себя ничтожеством. Я выступила с критикой этой идеи и получила лавину негодования.

Так вот, я должна перефразировать вступление.

Почему комфортная среда без мужчин не имеет никакого отношения к феминизму.

Какие проблемы несёт с собой комфортное пространство?

Иллюзия комфорта

Внутри социальной группы «женщины» всегда есть, что обсудить. Есть, кому пожаловаться и от кого получить поддержку. Есть, с кем подружиться и в кого влюбиться. А также, есть, с кем поспорить, с кем поконкурировать и на кого обидеться. Есть, с кем поругаться и кого возненавидеть. Проблемы внутри социальной группы «женщины» отличаются от проблем внутри социальной группы «общество». Но от этого они не становятся менее острыми. Мизогиния жива.

Ярким примером таких проблем служат бесконечные распри внутри фем-тусовок. Например, РФО ОНА, о котором мало кто знает, пытается собрать всех неравнодушных людей в кучку. Они призывают объединяться всех феминисток, чтобы отстаивать женские права. Женщины даже прописали в уставе организации возможность не пересекаться с неприятными коллегами. О чём это говорит? Столкновения между людьми неизбежны. Чтобы создать комфортную среду, кто-то должен сидеть и ломать голову над тем, как скомпоновать неконфликтные рабочие группы.

Десоциализация

Знаете, почему более трети заключённых через какое-то время возвращается в тюрьму? Потому что они не приживаются на воле. Из-за длительного пребывания в замкнутой среде они теряют навыки выживания и коммуникации. Особенно высокий риск вернуться у тех, кто попал на «малолетку». Период взросления приходится на тюрьму, человек адаптируется к условиям за решёткой. В МЛС царит жёсткая иерархия, и заключённые терпят множество ограничений. Плюс тюремное сообщество не прощает ошибок. Когда человек выходит из тюрьмы, он пытается жить по этим правилам на воле и терпит фиаско.

Сообщества без мужчин нельзя сравнивать с МЛС, но здесь важен принцип. Социализация и обучение в ограниченной среде даёт навыки выживания в ограниченной среде. И они не помогут выжить в среде естественной. Обучать женщин в отрыве от мужчин, серьёзно? А они потом вжух, и встроятся в общество? Начнут конкурировать с мужчинами?

Подкрепление патриархата

Как подметил мой муж, комфортная среда без мужчин никоим образом не препятствует патриархату. Женщины говорят: «Ой, всё плохо. Мы ничего не можем сделать. Поэтому мы убежим и посидим в кустах. Да, мы феминистки, но мы не хотим бороться за права женщин. Даже если эта борьба заключается в обучении в смешанной группе. Мы хотим торт и на ручки. А чего это мы должны стараться для того, чтобы женщин увидели? Пусть гадкие угнетатели стараются для нас».

Ну тут, само-собой, гадкие угнетатели всё осознали и встали на колени. Страшную вещь сейчас скажу: феминизм не существует в отрыве от мужчин. Он имеет смысл только в смешанном обществе. Чтобы выжить без мужчин, женщины должны отказаться от полового диморфизма и научиться размножаться почкованием. В связи с этим переобучение мужчин мне кажется более выполнимой задачей. И я занимаюсь ей прямо сейчас.

А что с курсами?

Смешанные курсы программирования являются важным этапом феминизма. Женщинам нужно встать и занять своё место в обществе. Взять и высказать организатору замечания из-за сексистских шуточек и дискриминации. Писать жалобы, работать в правовом поле. Трясти Конституцией, быть клиентом, который «я плачу вам деньги не за это сексистское дерьмо». Это и есть феминизм.

Ситуация с дискриминацией в смешанных группах напоминает ситуацию со школьным буллингом. Пока родители или заинтересованные в справедливости лица не начинают официально защищать свои права, детей продолжают травить. И изоляция ребёнка не решает проблему травли.

Аргументация защитниц «женских курсов» построена на том, что женщины – милые, бедные, нежные пусечки. Их нужно беречь и защищать. Привет, слабый пол. «Курсы программирования для девочек» ничего не делают для женских прав, они загоняют женщин в сексистское гетто.

Существуют глубоко травмированные патриархатом женщины. Им нужна помощь психолога в переработке травм и ресоциализация. «Курсы для девочек» – не решение проблемы, а её заморозка.


Кстати, за женщинами исторически закреплено тёплое изолированное местечко. Назовёте мне его?

Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Поделитесь своими мыслями
Войти с помощью: 

  1. Ольга

    Это точно. Раздельное обучение процветает как раз в патриархальных обществах. Оно имеет смысл тогда, когда мужчин и женин обучают разным вещам и готовят к выполнению разных ролей. Если роли одинаковые, то и в раздельном обучении никакого смысла нет.

    Ответить
    1. Кальвия автор

      Цель защитниц курсов сделать комфортным обучение женщин «мужским» профессиям. Избежать презрения и сексистских шуток. Не знаю, как на самом деле обстоят дела на курсах программирования, где женщины так же точно платят деньги, как и мужчины. Я была только на «мужских» тренингах по продажам и разрешению конфликтных ситуаций. Не могу сказать, что чувствовала себя забитой или глупой. Это, конечно, не значит, что проблемы дискриминации женщин не существует, но как мы иначе её поборем, если обидимся и уйдём?

      Ответить
      1. Ольга

        Да вот и я о том же. Как можно сотрудничать или соперничать с мужчинами, если ты живого мужчину в глаза не видела (ну ладно, не то чтобы совсем не видела, но не видела в деле, которому учишься)… Я читала заметки женщин, обучающихся раздельно, они жаловались, что после выхода в «естественную» среду просто не умели общаться с мужчинами. Одна из них пишет, что в их школе устраивали совместные вечера с мальчиками из соседней школы, но вести себя с мальчиками, которые «просто есть», а не пришли специально для общения с ней, она долго не умела, поэтому в институте у нее были проблемы. Да и в СССР обучение долго было раздельным, но зачем-то его сделали совместным.

        Ответить
        1. Кальвия автор

          В фильме «Республика ШКИД» есть такая тема. Мальчик наедине общается в девочкой, как с равной. А когда попадает в маскулинную среду, дистанцируется и принимает «мужские» правила. Не факт, что совместное обучение прошло бы без сучков, но притирка дала бы лучший результат, чем изоляция.

          Ответить