Ох уж эти феминистки третьей волны!

Общество

Только даром сотрясают воздух, да?

Когда рука ползёт к лицу

Если вы зайдёте в лояльное фем-пространство, то наверняка встретите там когорту критиков, которые скажут вам про третью волну феминизма так, как будто это что-то плохое. На своём канале Яндекс-дзен я регулярно получаю комментарии о том, какие же бесполезные все эти современные феминистки. То ли дело первая волна с суфражистками! Вот они-то за то, за что надо боролись!

При этом критики часто понятия не имеют, как именно боролись суфражистки за права. А также, не могут назвать ни одной из целей современного феминизма. Всё время слышишь про какие-то подмышки. Кажется, люди черпают знания о феминизме на ресурсах уровня пикабу.

Как-то надо продираться через всю эту безграмотность и категоричность. Сегодня говорю о волнах и феминистках.

Море волнуется раз

«Дикая роза, что нуждается в бережном обращении», карикатура на суфражисток

Возможно, вы замечали, что человечество любит романтизировать прошлое. Из-за этого эффекта эпоха рыцарей подаётся нам как пример жития благородных и сильных духом, да и само слово «рыцарь» имеет яркую положительную окраску. И это несмотря на то, что среднестатистический рыцарь грабил, убивал и насиловал так же часто, как ходил до ветру.

Общество романтизировало древних греков с их демократией, опуская то, что «демократы» владели рабами. Некоторые современные люди умудряются романтизировать сталинскую эпоху, хотя, множество документов и живых свидетелей рассказывают о её ужасах. Чего уж тут говорить о первой волне феминизма. В истории остались без иронии великие достижения суфражисток. Но кое-что уходит в тень.

Итак, тем, кто противопоставляет нынешним феминисткам суфражисток, нужно знать некоторые факты. В конце XIX-начале XX в. главной целью суфражисток являлось получение избирательного права. О том, чтобы допустить женщину в политику не шло и речи, но женщины хоть как-нибудь хотели влиять на ситуацию в стране.

Протесты суфражисток не ограничивались мирными шествиями. Женщины привлекали к себе внимание ценой не только репутации, но и здоровья. Они препятствовали движению транспорта и организовывали стычки с полицией, практиковали разгромы и поджоги зданий и объявляли голодовку при аресте (кормили их, кстати, насильно). Современники их ненавидели. Но, в конце-концов, их методы возымели эффект.

Лондонская суфражистка: разбита, но не сломлена

Современные феминистки, которых так любят ругать комментаторы всех мастей, могут быть весьма неприятными в сети. Но они очень, очень далеко ушли от радикальных методов своих «прабабушек», которых им приводят в качестве примера. Впрочем, у нас с суфражистками есть нечто общее. Нас точно так же высмеивают и не принимают всерьёз, советуют пойти заняться действительно важными делами. Суфражисток посылали на кухню, а современных феминисток призывают ехать в арабские страны и порешать там. Потому что у нас на сегодня не осталось никаких проблем.

Море волнуется два

«Страховка для домохозяек при разводе! Нокаутируем бедность и зависимость», «Остановите человеческие жертвы! Не выходите замуж! Стирка подгузников — не наше предназначение»

Вторая волна феминизма теряется между блеском первой и «нищетой» третьей. Историки уделяют ей 30 лет: с 1960 по 1990 г. На самом деле, вторая волна, как и деление на волны вообще — условны. Единожды запущенный процесс феминизации общества не прекращался никогда, менялись только фазы активности женщин.

Вторая волна обнажила факт, что получение прав де-юре не влияет на бытовую и профессиональную жизнь женщин де-факто. Лозунгом движения стало высказывание активистки Кэрол Ханиш: «Личное — это политическое». Фразу стоит понимать как протест против общественного бойкота. Многие из женских проблем социум маркирует как несущественные или надуманные. Ханиш выступала за то, чтобы вывести женщин на политическую повестку дня.

Тогда же среди феминисток наметились две фракции — либеральная и радикальная. Либфем интересовало законодательство в сфере профессионального развития, они требовали «равной оплаты за равный труд», радфем сосредоточились на борьбе с насилием в адрес женщин. Ни одно из этих направлений нельзя назвать второстепенным или не заслуживающим внимания. Те проблемы, которые вскрыла вторая волна, актуальны по сей день.

«Женское освобождение»

Активистки второй волны хотели освободиться от необходимости быть женой и матерью, хотели вывести женщину из роли обслуги и секс-объекта, получать образование и работу, они желали быть настолько же свободными, насколько свободны мужчины.

Море волнуется три

Вторая волна подготовила почву для тонкой настройки феминизма. Активистки третьей волны, отсчёт которой ведут от 90-х, обнаружили высокую чувствительность в вопросах дискриминации. Оказалось, что если включить «феминистскую оптику», можно увидеть, как женщины в повседневной жизни на каждом шагу сталкиваются с сексистскими практиками.

Формально мы всё так же имеем равные права с мужчинами, но от нас требуют быть сексуально-привлекательными, до нас домогаются, а потом обвиняют нас в том, что нас насилуют. Считают нас глупыми и обесценивают наши проблемы. Оказывают на нас репродуктивное давление, а после стигматизируют материнство.

Феминистки конца XX-начала XXI в. образовали множество сообществ. В тройку лидеров вместе с либфем и радфем вошёл интерсекциональный феминизм. Интерсек рассказал нам о том, что угнетение имеет множество срезов. Важны не только пол, но и социальный статус, национальность, сексуальная ориентация. Также появился марксистский и сепаратистский феминизм, феминизм небелых женщин, экофеминизм, киберфеминизм и др. Каждая группа сосредочена на тех проблемах, которые считает важными. Легендарные небритые подмышки являются символом женского протеста против навязанных стандартов красоты.

Так феминистки третьей волны не нужны?

Заявления, что со времён суфражисток феминизм деградировал, выглядят откровенно слабо, аргументы не выдерживают критики. Современный феминизм набирает обороты с каждым годом. Стычки, которые происходят между феминистками, являются маркером развития движения: конфликтов не бывает только на кладбище.

Общество сформировало запрос на гуманизацию: повышение комфорта каждой человеческой жизни. Частью этого процесса является феминизация. Агрессивный патриархальный мир потеснили интересы женщин и ценности, которые ассоциируются с женским полом: милосердие, терпимость, компромиссы.

Те возможности, которые мы имеем по сравнению с женщинами XIX века, впечатляют. Но эволюция общества ещё не закончена. Сегодняшняя фем-повестка включает в себя борьбу с домашним и сексуальным насилием, устранение неравенства полов в профессиональной сфере, пропаганду осознанного родительства для женщин и мужчин, предоставление женщине прав на собственное тело в любом вопросе.

Среди нас есть прекрасные родители, юристы и психологи, предприниматели и врачи, маркетологи, финансовые аналитики, деятели искусства и публичные персоны. И да, мы способны не только писать в интернетике, мы понемногу делаем одно большое дело. Каждый на своём месте каждый день. И мир вокруг нас понемногу меняется. Вспомните о нас в день, когда в России будет принят закон о домашнем насилии. Он настанет.


Заглавная иллюстрация отсюда.

Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Поделитесь своими мыслями
Войти с помощью: 

  1. Два Два

    Поймала себя на мысли, что лозунг «я не хочу бояться мужчин» меня неимоверно злит. Я, скорее, хочу убивать агрессоров без последствий для себя. Ну или, хотя бы, для начала, кастрировать.
    Мило, не спорю.
    Я не боюсь их. Они мне отвратительны, как личинки «чужого». И дайте мне, пожалуйста, огнемёт.

    Ответить
    1. Кальвия автор

      Много вопросов. Чем тогда вы будете отличаться от насильников? И куда определить женщин, которые и сейчас мало чем отличаются от патриархальных мужчин? Всех под огнемёт? Вырезать им матку? Как тогда остановить насилие, если мы сами уйдём в него с головой?

      Я сочувствую вашим травмам, которые породили в вас такие сильные чувства. Знаю, что такое на ровном месте не думается. Я сама много лет хотела, чтобы кто-нибудь отрезал дядям, которые насиловали 13-летнюю меня, некоторые части тела. А я бы рядом стояла и смотрела, как они орут. Но слава вселенной, только этим дядям, не всем. Ненависть в таких случаях совершенно нормальна. Но призывы к насилию не помогают от него защищаться. Защищаться помогает пристальное внимание к любым его проявлениям, обсуждение, критика.

      Я оставляю ваш комментарий, хотя сначала решила его удалить. Мне где-то нужно сказать вам об этом. Если уж вы читаете меня какое-то время, значит часть вас в целом отзывается на мои слова. Пожалуйста, не пропагандируйте насилие у меня в блоге.

      Ответить