5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

нарциссы и абьюзеры в советских фильмах Общество

Мы проникались их мотивацией и сопереживали им.

Люди сложной судьбы

В статье Как фильмы о любви научили меня токсичным отношениям я рассуждала о том, какие сценарии взаимоотношений транслировал нам кинопром 70-90 гг. прошлого столетия. И как это сказалось на моём отношении к мужчинам. Сегодня я привычно вооружилась фем-оптикой и разберу нескольких героев отечественных фильмов о любви.

В старых фильмах о любви на главных ролях часто можно встретить абьюзера в амплуа «человек сложной/необычной судьбы». И раньше мы смотрели на таких героев с пониманием, а иногда и с восхищением. Но советские фильмы не выдерживают проверку временем: в 2021 году поступки романтических персонажей кажутся дикими. Сегодня я собрала 5 абьюзеров из самых кассовых советских фильмов.

Гога, он же Жора

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Начну с (не)любимого Гоги. «Настоящего мужчину» уже неоднократно разоблачали фемпространстве, но повторить всегда приятно. Гога являет нам пример омега-самца, который отстраивает свой социальный статус от женщины. Почему Гога омега? Потому что его ресурс почти на нуле. В распоряжении потрёпанного мужичка комната в коммуналке с нищей обстановкой, скромная профессия со скромной зарплатой и алкоголизм. Тем не менее, как оно часто бывает с нарциссами, Гога закидывает ножку на ухоженную, не уставшую от жизни, неглупую женщину с хорошей квартирой.

Отношения героев развиваются стремительно. Гога пытается впечатлить Катерину красивыми жестами: сперва провожает её до дома на последние деньги, а после внезапно вывозит на природу. Затем он осваивается на её территории, подмазывается к её дочери и пытается встроить Катю в свою иерархию. Он, как бы, шутя, говорит о замужестве, однако советские мужчины такими словами не разбрасывались — замужество в 40+ было сродни выигрышу в лотерею. Но на самом деле лотерейный билет держит в руках Гога, и он стремится быстрее его обналичить.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

— А вы что с мамой вместе работаете?
— Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.

— А Вы давно знакомы?
— С мамой? Ммм. 44 часа и даже уже 22 минуты.
— Ааа… Ну, боюсь тогда, что огорчу Вас. Мама придерживается того принципа, что любовь любовью, а человека нужно узнать. А для этого нужно время.
— Совершенно права! Выйти замуж после двух дней знакомства – просто верх легкомыслия. Надо все хорошенько обдумать. Дней пять. (Обращаясь к Катерине): Так что ты не торопись, до среды есть время.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

И как же эпически обрушивается воздушный замок Гоги, когда всплывает правда о профессии Кати. Гога не имеет масштаба, чтобы поработить звезду такой величины, как директор завода. Поскольку самооценка Гоги зависит от степени возвышения над женщиной, после разоблачении Кати его эго схлопывается до размеров таракана. Гога уползает к себе в угол в депрессию и алкоголизм.

Гога ненадёжный и непредсказуемый партнёр, и вместе с тем, он крайне требователен к окружающим. Он одновременно играет роль и капризного ребёнка и сурового родителя. Жизнь с ним превратится в американские горки.

Илья Ковригин

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов
Кадр из фильма «Девчата»

А вот Илья, в отличие от Гоги, пребывает в самом расцвете сил. Статный, бойкий альфач, передовик с хорошей зарплатой меняет девушек как перчатки. За Ильёй всегда ходит группа поддержки: он популярен и среди мужчин. Самооценка у Ильи в порядке, он вполне заслуженно привык быть в центре внимания. На фоне своей востребованности он постоянно проявляет власть: выключает музыку в клубе, решает за бригаду нерабочие вопросы.

К женщинам Илья относится свысока и оценивающе. Такому завидному парню не подойдёт абы какая девушка хотя бы и на пару раз. Он затевает роман с Тосей исключительно ради того, чтобы вернуть себе авторитет среди друзей. Илья совершенно не выносит отказов, да ещё и при всём честном народе. Видимо, поэтому он регулярно унижает Тосю и обесценивает её навыки.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

— Подумаешь, какая фигура!

– Техника! Тут соображать надо! Это тебе не картошку варить!

— Эх ты, вареники с картошкой.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

На экране Илья Ковригин смотрится как толстый и сытый кот, который, смеха ради, тыкает когтем маленькую собачонку и смотрит, как она заливается лаем. Илья опасен не только тем, что рассматривает всех женщин как объекты для развлечения. Он хладнокровный манипулятор: сперва расчётливо вредит Тосе, а потом одаривает её дорогим подарком, каждый раз стремясь произвести нужный эффект.

По ходу сюжета интерес Ильи постепенно превращается в одержимость. Всё, что нужно Илье от Тоси — чтобы она признала его власть над собой. Ради этого он даже согласен поуважать её какое-то время. Но не будем себя обманывать: как только девушка окажется в четырёх стенах наедине с абьюзером, гайки начнут закручиваться очень быстро. Тося, кстати, по глупости своей, включается в иерархические игры Ильи и всё время пытается залезть сверху. По-хорошему от таких женихов нужно бежать, роняя валенки.

Женя Лукашин

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов
Кадр из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром»

Ещё один неудачник, как Гога, на этот раз совершенно упоротый инфантил. Женя, хотя и имеет уважаемую профессию хирурга, звёзд с неба не хватает. В 36 он всё ещё живёт с мамой и ни разу не был женат. Когда он общается со своей невестой Галей, становится понятно, что он не очень представляет, как себя вести.

Мягкий и робкий мужчина, что он делает в моём списке? Женя раскрывается как только попадает в непредвиденную ситуацию. И алкоголь здесь ни при чём. Женя на протяжении всего фильма демонстрирует развязное поведение. Он кричит на Надю, обесценивает её, обзывает её мегерой, делает повелительные жесты. Он свято уверен, что у него есть причина для того, чтобы вести себя как свинья: ему плохо.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

— Почему вы на меня кричите? Вы забываете, что вы находитесь у меня в квартире.
— Да провались она пропадом, квартира ваша… вместе с вами и вашим Отелло!

— Пошёл вон.
— А вот никуда я не пойду! Идти мне некуда. Самолёт мой в 7 утра.
— Тогда я уйду!
— А вот это пожалуйста, скатертью дорога. А я есть хочу!

— Я не проходимец, неужели вы этого не видите, я несчастный человек…

— Почему я всё время должен вас утешать? Почему меня никто не утешает? Мне в тыщу раз хуже, чем вам!

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

Женя никак не может взять на себя ответственность за ситуацию: он не умеет. Вокруг сначала возникают какие-то обстоятельства, а после глупые люди, которым надо по 10 раз объяснять очевидные вещи. Герой ведёт себя как пятилетка, ожидающий, что всё внимание взрослых будет приковано к нему и его желаниям. Освоившись в гостях, он быстро начинает «метить» территорию: выбрасывает фото жениха, допрашивает Надю по поводу Ипполита, пользуется его бритвой. Он строит планы на то, чтобы остаться на несколько дней, не спрашивая хозяйку квартиры. В моменты, когда Надя, всё-таки, берёт на себя столь желанную для Жени роль заботливой, либо строгой матери, Женя преображается в пуську, льстит, лебезит и заигрывает.

Женя Лукашин — не полноценный партнёр, а настоящая обуза. Пока окружение выполняет его ожидания, он ведёт себя хорошо, но как только ему что-либо встаёт поперёк горла, сквозь интеллигентную мину прорываются детские истерики с падением на пол. Конечно, Лукашин — не расчётливый кровопийца, как Илья Ковригин, он несчастный инфантил. Но абьюз не перестаёт быть абьюзом, если исходит от агрессора с позиции ребёнка.

Афоня Борщов

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов
Кадр из фильма «Афоня»

Любопытным экспонатом моей коллекции является Афанасий — абьюзер без абьюза. Он не настолько изношен как Гога, в отличие от Жени он довольно самостоятелен, но не имеет веского социального статуса Ильи. Вечный мальчик на празднике жизни, от которого сбежала очередная нервно-истощённая подруга. Поэтому, мы не можем созерцать этот типаж в отношениях.

Голубоглазый блондин, мелкий мошенник и заправский враль. С юности закрутился по гулянкам, застрял и устал. Но по-другому жить не умеет. Афоня представлен нам в образе стрекозы из басни, которая лето красное пропела. Зима поглядела в глаза в виде социальной неуспешности, которую наш герой внезапно осознаёт. В его багаже лежит непрестижная и нелюбимая профессия, скудные жилищные условия, друзья-алкаши, бесконечное враньё, зависимость от алкоголя и внимания. Всё меньше женщин покупаются на его яркую внешность и бойкую презентацию: за этим фасадом читается пустота. Манипуляции у Афони примитивные, репертуар не обновляется.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

— Вас как зовут?
— Клара.
— А меня Карл.

— Людмила Иванна, эх, Людмила Иванна.
— Да я уже сорок лет Людмила Ивановна, ну и что?
— Да ты на себя в зеркало-то посмотри! Сорок лет! Да тебе больше двадцати шесть в жизни не дашь!

— Мать честная! Председатель месткома нашего пришёл! Теперь целый вечер с ним придётся танцевать!

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

Афоня, как и Гога, пытается вытянуть счастливый билет и прицепиться к яркой и статусной женщине. Он даже воображает себе идеальную картинку семейной жизни с красавицей из уютной квартиры. Но жизнь посылает ему простенькую медсестру Катю Снегирёву. Невзрачная Катя — всё, на что Афоня может рассчитывать. Кроме того, она настоящий сталкер, поскольку, весь фильм преследует Борщова. Она так же, как и Афанасий, живёт в своих иллюзиях, но, в отличие от главного героя, девушка полна энергии.

Впереди Афоню ждёт долгий путь поисков настоящего себя и той сферы, в которой он сможет реализовать свои амбиции. В процессе взросления его ждут покаяния и клятвы, бесконечное враньё и обязательные срывы в запои. Все эти интересные события плохо сочетаются с семейной жизнью, где нужно быть предсказуемым и надёжным. С Борщовым хорошо веселиться и отдыхать, но сожительство с пустозвоном стало бы серьёзным испытанием.

Надюха Кузякина

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов
Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Завершает мой список особенный персонаж. Особенный не потому, что женщина, а потому, что уже давно состоит в отношениях со своей жертвой и имеет троих общих детей. У Надюхи налаженная семейная жизнь, и живёт она не в иллюзиях, а здесь и сейчас. Цель у матери семейства осязаемая — поддерживать благо семьи всеми средствами. Оказывается, для этого хорошо подходят насилие и жёсткий контроль.

Семья Надюхи замордована. В её распоряжении находятся две молчаливые дочери и редко подающий голос сын. Муж Василий отжал себе крохотное личное пространство — голубятню, только там он может по-настоящему расслабиться. У детей такого пространства нет, властный голос матери вызывает их из недр дома в любое время, даёт поручения или бранит. После измены мужа больше всех достаётся младшенькой Ольке, любимице отца. В семье Надюха распределяет каждый рубль и не устаёт притыкать домашних. Бить старается в больное место.

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

― Ну вот, Олька, /показывает фигу/ тебе на платья и на мороженое, а тебе Людка, вот /прибавляет ещё одну фигу/ — на сапоги и на помады… О-тать… будем теперь… голодом сидеть!
― Чёт-ты размахнулась на двадцать пять рублей-то, Надюха, а?
― Ой! Иди! Целуйся там со своими голубями. Обдирай, обдирай нас как липок.

— Вишь, Оля, защищала всё папку-то, а он… от ить какой оказалси… Убить его мало, хоть бы загнулся где… Шушукались всё с отцом, прятались… вот, теперь народит тебе других, узнашь… Мамка твоя плохая тута — дома, а папка твой хороший — вона, другу мамку себе заимел! Так иди к ней! Иди к ней, она, небось, добрая! Небось, не ругается!

— Ничо-ничо, мать дура, мать плохая, а как в городе-то хвост-то тебе прижало, куда ж ты, мила моя, прибежала?! К маме!

5 нарциссов и абьюзеров из советских фильмов

Как и любой абьюзер, Надюха спокойна тогда, когда уверена, что контролирует чужую жизнь. Как только её «собственность» ускользает из рук, героиня выходит из себя. Она не может просто заниматься своими делами, поскольку все её дела простираются за пределы её влияния и привязаны к членам семьи. По сцене с нападением на Раису Захаровну становится ясно, что наш матриарх не гнушается применять физическое насилие там, где видит повод. Очень ясно можно представить, как она в ярости избивает мужа или детей, не встречая сопротивления.

В глубине души Надюха не уверена в своей власти (высказывает детям, что те винят её в уходе отца), она никогда не признает за собой вины и не возьмёт ответственность за насилие. Она будет перекладывать её на жертв: это не она плохо себя ведёт, это её вынуждают. Жить с Надюхой — значит стоять по стойке смирно и отчитываться за каждый чих. Взамен выдаётся полная родительская опека и избирательная ласка. Вот уж, воистину «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь».

Таких друзей — в музей

Надеюсь, мой список получился интересным. Для того, чтобы написать эту статью, мне пришлось пересмотреть несколько советских фильмов. Признаюсь честно: это далось мне с трудом. То, что раньше умиляло, теперь пугает. Что забавляло — выглядит неприемлемым. Хочется выключить такое кино и никогда больше к нему не возвращаться. Когда начинаешь уважать чужие границы и личное пространство, на автомате примеряешь этот стандарт на окружающий мир. Теперь я точно могу сказать, что романтизация абьюзивных отношений со мной больше не работает.Советские фильмы о любви должны остаться в истории не в качестве примеров романтических отношений, а в качестве символов эпохи.


А вы пересмотрели своё отношение к любимым фильмам? Вспомните ещё киноабьюзеров?

Оцените статью
Поделитесь с друзьями
О гендере.ru
Поделитесь своими мыслями
Войти с помощью: 

  1. Марс Сильверс

    В СССР другие фильмы снимать было нельзя. Зритель не понял бы.

    Ответить
    1. Кальвия автор

      Конечно, фильмы — отражение эпохи и общества. Обзоры нужны, чтобы лучше понимать, что изменилось на сегодня.

      Ответить
  2. Аноним

    Орфографических ошибок не заметил.

    Ответить
  3. Катя

    Было бы интересно почитать ещё что-нибудь подобного толка. Разборы фильмов и персонажей в таком формате выглядят очень интересно.

    Ответить
    1. Кальвия автор

      Катя, спасибо за интерес к теме. Честно говоря, я не большая фанатка старых фильмов. Ничего не обещаю, но и не зарекаюсь:)

      Ответить
  4. Тамара

    Вы только не замеили в этих фильмах иронии. А она там — самое ценное. Боюсь, что у Вас прблемы с ироническим отстранением. Прискорбно, если это так!

    Ответить
    1. Кальвия автор

      Тамара, а вы поскорбите, если вам так невыносимо читать про чужой опыт. Больше я вам ничем помочь не смогу.

      Ответить
      1. Юлия

        Ненавижу эти фильмы. Всегда вызывали чувство брезгливости, мерзкие персонажи. Никогда не могла их смотреть.
        Нет там никакой иронии, а есть хамство и непрекрытая манипуляция: и чего ты мне за это сделаешь? А ничего не сделаешь, меня общество покрывает, в одном болоте сидим, и ты к нам залезай, а тоишь! какая краля…
        Как-то так. Мерзко от того, что это было и сейчас еще есть.

        Ответить
Для любых предложений по сайту: [email protected]