Рассказываю, как жить в патриархальном и любом другом жестоком мире без ненависти и саморазрушения. И не выглядеть соплёй.
— Ты знаешь, Жванецкий весьма патриархален, — предупреждает муж.
— Так он намеренно унижает женщин? — уточняю я.
— Напротив, он их боготворит.
— А, ну это я переживу!
Масштабы катастрофы
Эта статья не о том, что поклонение лучше унижения. Поклонение, как и унижение, работает на объективацию и дегуманизацию женщины. Эта статья поможет тем, кто запутался в своих взаимоотношениях с обществом. Сегодня я публикую простую инструкцию по избавлению от ненависти.
Как бы современное общество ни относилось к женщине, это отношение продиктовано не здравым смыслом, а патриархальными традициями. Когда осознаёшь весь масштаб патриархата в головах, хочется остановить землю и сойти. Когда в книжном магазине, «оплоте борьбы с невежеством», видишь что-либо подобное, глаза наливаются кровью:
Почти все мы выросли моральными инвалидами на почве идеи мужского превосходства. Не потому, что мы не способны критически осмысливать взаимоотношения, а потому, что обычно у нас есть дела поважнее: семья, работа, цели. Нас запрограммировали и выпустили в мир с простым набором опций. Моральная инвалидность обратима, при условии, что человек хочет от неё избавиться. Я говорю не о библейской морали, а только лишь о понимании формулы уважения человеческого достоинства.
О людях и авторитетах
Поступай с другими только так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Помни, если ты лишаешь других людей права на уважение, ты лишаешь этого права и себя. И бомж, и олигарх, и преступник, и безумец — в первую очередь люди, как ты. Пока ты решаешь, кому отказать в праве быть человеком, кто-то решает, быть ли человеком тебе. Кому-то из нас придётся стать «человеками» прежде, чем подтянутся все остальные. Тебе придётся начать с себя.
Поэтому, как бы я ни пылала гневом праведным, я не могу лишить писателя Александра Никонова статуса человека. Я могу критиковать его деятельность, но не могу присваивать Никонову статусы типа «хуемразь». Почему? Потому, что, как минимум, я не «пиздомразь», даже когда я говорю чушь. Но вернёмся к Жванецкому.
Как только я начала ощущать и отфильтровывать патриархальные установки, список моих авторитетов начал стремительно таять. Политический блогер, на которого я подписана, размещает статью с текстом: «Девушки, не будьте такими шлюхами!», талантливая журналистка-феминистка лайкает пост с надписью «мужло», а вот теперь ещё Жванецкий, на чьё выступление я подумываю сходить, оказался «патриархом». И такое на каждом шагу! Нет ни одного непричастного к патриархату человека, за исключением тех, кого вырастили медведи в лесу.
Когда я ловлю себя на сексистских высказываниях, я делаю себе огромную скидку. Во-первых, я не со зла, даже если я злюсь. Я не хочу, чтобы кому-либо причинили физический вред или унизили его. Иногда я хочу преподать другому человеку урок. К тому же, я много страдала: причин простить себя предостаточно. Но другие люди, как правило, являются злыми свиньями, которые только и думают, как бы поднять самооценку за счёт ближнего. Правда ведь?
Как жить?
Для того, чтобы не сойти с ума от ненависти к миру, надо учиться «прощать» других. Я не предлагаю смотреть на прощение сквозь рабскую религиозную этику, я предлагаю прощение упразднить. Вместо того, чтобы «прощать», просто предоставьте другим такие же права, как себе.
Право быть счастливым и несчастными, право хотеть любви и понимания. Право делать неверные выводы. Право получать человеческое обращение. Право на то, чтобы выглядеть так, как нравится. Право на физические потребности организма. Право быть уверенным в верности своих убеждений и право ошибаться.
Практиковать это правило сложно, но это останется с вами на всю жизнь. После того, как вы «простите» кого-либо один раз, каждое следующее «прощение» будет даваться вам легче и легче. В один прекрасный день вы поймаете себя на ощущении, что перестали реагировать на большинство внешних раздражителей, стали целостнее и взрослее. Вы увидите, что люди вокруг вас перестали быть свиньями.
Поэтому я продолжаю читать и блогера и феминистку, поэтому я иду на концерт Жванецкого. Я дала им право ошибаться в каких-то вопросах. Я слушаю их при условии, что не вижу явного злого умысла. Я не буду читать книги Александра Никонова, как антинаучные и деструктивные. Я даю право на ошибку тем, кто пытается унизить меня, но я не буду унижать их в ответ. Закон о правах работает в обе стороны: у меня нет прав, которые я не могу предоставить другим, например, права на избиение и унижение. Я буду среди тех, кто не позволит Никоновым истязать женщин, но я не буду с теми женщинами, кто захочет истязать Никоновых. Чем больше тех, кто не истязает, тем меньше истязаний.
И на десерт: «прощение» не отменяет конструктивную, не унижающую личность, критику поступков других людей. Я напишу отдельную статью, как отличить конструктивную критику от неконструктивной.
Скажите, а вы «прощаете» кого-нибудь?
Прощаю всех, кроме жестоких гадов и тех, кто наживается на войнах.
А хочется издеваться над жестокими гадами?
Шли бы они ) Руду добывать под присмотром.
Согласна, социально-опасных людей нужно изолировать. Но нужно ли их морить голодом и избивать?
Нет, конечно. Лучше пусть спектакли ставят в свободное время, книжки читают, и т. д. — эволюционируют, короче, от зверей.
Сергей, я в юности читала какую-то фантастику, сейчас уже не вспомню. Думала, что Стругацких, но не нашла у них такого сюжета.
Главный герой книги пытался контактировать с разумной расой, проповедуя им некие идеи «добра». После чего представители разумной расы убили жену героя и спросили, останется ли он теперь с ними дальше проповедовать эти идеи. Будет ли теперь он к ним «добр».
Я постоянно себе этот вопрос задаю и знаю, как я должна на него ответить, но не знаю, хватит ли мне сил.
Вообще, очень похоже на сюжет «Трудно быть богом», по которому Герман перед смертью фильм жуткий сделал.
В «Трудно быть богом» Румата всех почикал. А то произведение заканчивается, когда герой встаёт перед выбором. Там, кстати, не гуманоиды были.
Вовремя статейка ко мне подоспела. Есть над чем подумать.
Нет, не прощаю.
У меня в этом вопросе другая логика. Если я не мешаю жить им, то разве это даёт им право мешать жить мне? Не осуждаю, не критикую, не поучаю, не беру на себя ответственность за чьи-то недостатки воспитания итд. Однако в свой адрес могу получить полный набор выше изложенного. Что именно нужно прощать? Прощать хамство и неуважение к чужому выбору? Прощать то, что 99,9% этого оголтелого стада, воспитанного в духе сценариев, актуальных при царе Горохе, правит балом, навязывая свои т.н. «общечеловеческие» ценности, которые таковыми не являются… Честно, это нелёгкая задача. Нужен определенный уровень развития, чтобы научиться это прощать и сосуществовать в таком обществе, которое даже не осознает насколько оно глубоко душевно больно. Как пессимистично это звучит, но пока так.
Л, не прощать — ваше право. Думаю, нет единственно правильного самоощущения. Кому-то слаще в дзене, а кому-то в борьбе или, хотя бы, бунте. Гнев может выступать движущей силой, толкать вперёд, грех было бы им не воспользоваться, пока он выделяется.
Кальвия, спасибо за ответ. Действительно, здесь есть над чем подумать. В дзене, конечно, полезнее и экологичнее жить, думаю, каждый этого хочет для себя. Не у всех получается. Как и вовремя направить реактивную силу из musculus gluteus в конструктивное русло). Всё-таки, отличный у Вас блог. Пожалуйста, пишите. Я теперь Ваша вечная подписота).